Как организовать охрану труда на предприятии
Охрана труда на предприятии это соблюдение и проведение правовых мероприятий — законов, стандартов, правил, инструкций, санитарно-эпидемиологических норм и прочее, которые установлены государством. Как организовать охрану труда на предприятии. Организация охраны труда на предприятии начинается с изучения законодательных норм, применимых к конкретному предприятию. Нужно разобраться, какие правила следует выполнять всегда, а какие к деятельности не относятся.
Работники службы охраны труда вправе в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации. Также они могут запросить от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда для ознакомления.
Как организовать охрану труда на предприятии
1. Выбрать, кто будет вести работу в этой сфере. Предприятия с численностью до 50 чел. не обязаны вводить в штат отдельную должность, но тогда охраной труда занимается сам ИП или руководитель, назначенный приказом совместитель. Еще вариант — передать работу на аутсорсинг. Выбранную схему организации ОТ надо закрепить приказом.
2. Провести обучение по охране труда руководителю и (или) специалисту, ответственному за охрану труда (п. 44, 85 Правил в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464). ИП-работодатель проходит такую подготовку до приема на работу первого сотрудника. Обученные специалисты смогут проводить инструктажи и проверку знаний других работников на самом предприятии. Это нужно, чтобы проводить инструктажи и проверку знаний других работников на самом предприятии.
3. Распределить приказом и должностными инструкциями ответственность в сфере ОТ. Разработать Положение о системе управления охраной труда — СУОТ (п. 1, 13 Примерного положения в ред. Приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н).
4. Составить реестр нормативных правовых актов с требованиями ОТ для компании. Он должен поддерживаться в актуальном состоянии и быть доступен всем работникам (ст. 214 ТК РФ). Сделать реестр помогут наша Памятка и ЕРВК.
5. Провести специальную оценку условий труда (СОУТ) и оценку профессиональных рисков (ОПР) на рабочих местах (ст. 214 ТК РФ). По их результатам составить и утвердить приказом:
- списки работ с повышенными требованиями безопасности, работ, для которых нужен наряд-допуск
- перечень должностей и профессий с вредными и опасными условиями труда для выдачи лечебно-профилактического питания, других компенсаций, а также льготного пенсионного обеспечения
- перечень профессий и видов деятельности, где нужно выдавать СИЗ и смывающие средства; порядок их выдачи (ст. 221 ТК РФ)
- категории работников для предварительных и периодических медосмотров (ст. 220 ТК РФ)
- список профессий, должностей, видов работ, где нужно отдельное обучение по ОТ; порядок обучения; список освобожденных от обучения (Правила № 2464)
- план мероприятий по ОТ
- перечень инструкций по охране труда
Инструкции по охране труда должны быть на каждую должность в штате. Это следует из ст. 214 ТК РФ. И такую же позицию озвучивает Роструд на сайте «Онлайнинспекция.рф».
6. Закупить сертифицированные СИЗ и организовать их выдачу работникам.
7. Разработать и утвердить инструкции по охране труда, Положение о работе с подрядчиками (если у компании больше одного договора подряда в год), порядок выполнения работ повышенной опасности.
8. Организовать работу по медосмотрам, расследованию несчастных случаев, профзаболеваний, микро травм.
Это только подготовительные работы по организации ОТ у предпринимателя. В процессе текущей деятельности нужно будет поддерживать безопасность на рабочих местах, для чего составлять и выполнять Планы мероприятий, актуализировать документацию.
Какие документы должны быть на предприятии
Минимально необходимый список документации включает:
- приказ о распределении ответственности по ОТ, назначении ответственных
- программы инструктажей и журналы для регистрации их результатов
- график обучения ответственных лиц
- реестр нормативных правовых актов по ОТ, доступный всем работникам
- положение о системе управления охраной труда
- инструкции по охране труда на каждую должность в штате
- эксплуатационная и проектная документация на здания и сооружения, сертификаты на СИЗ
- планы мероприятий по охране труда, включая обеспечение СИЗ, проведение ОПР, СОУТ
- результаты аудита и проверок по ОТ
- результаты СОУТ, ОПР
- документы по медосмотрам
- положение о работе с подрядчиками (не всегда)
Полный перечень документов зависит от специфики деятельности компании. Чем больше опасностей на рабочих местах, тем более объемным будет комплект документации.